Чайковский Николай Ильич


Дата рождения 09 мая 1838 г.
Место рождения Воткинск, Вятская губерния, Российская империя
Дата смерти 21 ноября 1911 г.
Место смерти г. Москва, Российская империя
Место погребения Лужнецкий пр-д, 2с1, Москва, Россия, 119048

Для большинства людей фамилия Чайковский связана прежде всего с великим русским композитором. Однако, Николай Ильич известен не только как старший брат выдающегося композитора. Н.И. Чайковский внес значительный вклад в развитие отечественных железных дорог.

Жизненный путь

Николай Чайковский родился в 1838 году на Урале, в посёлке Воткинского железоделательного завода Вятской губернии Сарапульского уезда, куда его отец, Илья Петрович, был назначен горным начальником Камско-Воткинского округа. Под началом Ильи Петровича Воткинский завод меняет специализацию и из чисто металлургического превращается в машиностроительный. В 1848 году здесь начато производство пароходов, а в 1868 году паровозов.
Николай, по воспоминаниям своего младшего брата Модеста, был самым блестящим по внешности ребенком, ловким и до страсти любившим физические упражнения. Все им любовались и гордились.
В 1860 году Николай Ильич по настоянию отца поступил в Горный институт в Петербурге. Однако, по его окончании по полученной специальности Николай проработал недолго и предпочёл найти применение своим техническим знаниям и уму в стремительно развивающейся железнодорожной отрасли.
В 60-е годы инженер-поручик Николай Чайковский работал в должности помощника начальника Ковенского паровозного депо Управления Санкт-Петербургской-Варшавской железной дороги.
За счет частного капитала железнодорожный транспорт России развивался бурно, но стихийно. К середине 70-х годов стали очевидными многие проблемы, связанные с отсутствием должного государственного регулирования развития и эксплуатации железных дорог.
В 1876 году под давлением общественной критики Император Александр Второй создает специальную комиссию для всестороннего обследования железнодорожного дела в России. В составе этой комиссии работает и Николай Ильич Чайковский. К концу 1880 года комиссия делает вывод о необходимости упорядочения деятельности частных железнодорожных обществ и возвращения к практике строительства и эсплуатации железных дорог за счет казны.
Комиссия также представила Императору предложение о введении «Общего Устава российских железных дорог», в составлении которого Н.И. Чайковский принимал непосредственное и активное участие. В 1885 году этот первый всероссийский устав был утвержден и открыл дорогу к формированию единого правового пространства на железнодорожной сети.
Николай Ильич также был автором нескольких научно-технических исследований в области железнодорожного транспорта.
В 1887 году Н.И.Чайковский в чине действительного статского советника вышел в отставку. С 1890-х годов Николай Ильич Чайковский проживал в Москве в районе Пречистенки. Его собственный небольшой деревянный дом выходил фасадом на Дурновской (Барыковский) переулок. В это время Николай Ильич работал управляющим типографий Яковлевых и одновременно заведовал Нероновским богадельным домом, а с 1904 года Обществом для поощрения трудолюбия. Николай Ильич скончался в Москве 21 ноября 1911 года.
На протяжении всей своей жизни Николай Ильич с интересом следил за творческими успехами своего младшего брата-композитора, получившего первоначально, кстати, юридическое образование. Николай Ильич со скепсисом отнесся к резкому повороту в карьере Петра в сторону музыкального творчества: мол, надежды на талант Глинки в нем нет и что, стало быть, он осужден на самое жалкое существование музыканта средней руки. Впрочем, по свидетельству Модеста Чайковского, Петр Ильич твердо заверил старшего брата: „С Глинкой мне, может быть, не сравняться, но увидишь, что ты будешь гордиться родством со мной».
Иногда Николай Ильич в переписке с братом-композитором давал ему шутливые «советы». Например, когда Петр Ильич работал над оперой «Кузнец Вакула» Николай писал брату: «Жаль, что я не успел тебя в свое время предупредить, что финал арии Вакулы вместо бемольно-контрапунктического диапазона следовало бы написать более выдержанным диссонансом реалистического строя.» В таком же юмористическом плане отвечал ему и Петр Ильич: «На днях, гуляя, я сделал открытие насчет механизма в локомотиве и спешу сообщить его тебе. По-моему, котел не так до сих пор устанавливался, и, по-моему, дымогарную трубу никоим образом нельзя смешивать с шатуном третьей верхней заклепочки в кривошипной горизонтальности его…»
Петр Ильич вспоминал с восторгом о времени, проведенном им в Уколово — имении своего старшего брата Николая в Курской губернии. Там в августе 1891 года композитор лично познакомился с одним из своих самых любимых поэтов — Афанасием Афанасьевичем Фетом, соседом Николая Ильича по Уколово. «Уколово и жизнь у Коли мне очень понравились, — писал впоследствии Пётр Ильич. — Провел у них четыре дня чрезвычайно приятно. Ездили в Коренную Пустынь, а один день провели у Фета. Я видел его первый раз в жизни и нашел очень интересным… Сад их привел меня в восторг». Летом 1893 года в Уколово Петр Ильич создает черновые эскизы концерта №3 для фортепиано с оркестром.
После преждевременной кончины Петра Ильича в ноябре 1893 года Николай Ильич стал верным помощником младшего брата Модеста в служении делу памяти великого брата- композитора. В частности, в возглавляемой Николаем Ильичем «Печатне С.П.Яковлева» впервые увидели свет музыкально-критические статьи брата (1898), а также краткий биографический очерк композитора, написанный И.А.Клименко (1909).

Захоронение до реставрации

О том, что могила известного железнодорожника прошлых лет находится в плачевном состоянии, стало известно благодаря народным артистам России Авангарду Леонтьеву и Евгению Миронову, которые занимаются поиском и реставрацией заброшенных могил русских актёров. Именно они первыми в 2011 году обратили внимание на запущенную могилу Н.И. Чайковского. Выяснив факты его биографии, артисты обратились к друзьям в ОАО «РЖД» с предложением поучаствовать в восстановлении мемориала российского железнодорожника и брата великого композитора.
Чудом уцелевший до наших дней на могиле Н.И.Чайковского склеп-часовня остался единственным сохранившимся подобным сооружением на Новодевичьем кладбище.

Реставрационные работы

В ноябре 2011 года исполнилось сто лет со дня кончины Н.И.Чайковского. Так случилось, что в это же время в ЗАО УК «РВМ Капитал» поступило предложение от знаменитых артистов, а также от коллег из ОАО «РЖД» профинансировать реставрационные работы и взять под патронаж захоронение Н.И. Чайковского. В 2012 году, в год 175-летия Российских железных дорог этот благотворительный проект был осуществлен.
Однако удалось это не сразу. На согласование документов и получение разрешений на проведение работ ушло более полугода.
Благодаря вмешательству министерства культуры России, московской мэрии и лично Сергея Семеновича Собянина, к которым были направлены письма с просьбой о поддержке, стало возможным осуществление демонтажных и реставрационных работ, а также заключение договора о патронаже над захоронением.

После реставрации

ЗАО УК «РВМ Капитал» выражает признательность Евгению Витальевичу Миронову и Авангарду Николаевичу Леонтьеву, а также руководству ОАО «РЖД», обратившим наше внимание на состояние мемориала видного деятеля российских железных дорог. Мы благодарны министерству культуры России, лично Александру Алексеевичу Авдееву за помощь в нашем благотворительном проекте. Большое спасибо мэрии Москвы и лично Сергею Семеновичу Собянину за доверие и поддержку нашего начинания. Мы искренне признательны Цакулову Владимиру Николаевичу и специалистам из ООО «Мегастрой», усилиями которых в короткий срок удалось осуществить работы по реставрации захоронения.
Нельзя допустить того, чтобы время стирало факты родной истории и уносило помять о выдающихся людях. Осуществив этот небольшой проект, мы стремились хотя бы частично устранить допущенную несправедливость и рассчитываем, что наш почин будет подхвачен, а традиции и имена известных российских железнодорожников не будут забываться.

Достижения

  • Н.И. Чайковский внес значительный вклад в развитие отечественных железных дорог.
  • Является автором нескольких научно-технических исследований в области железнодорожного транспорта.
  • Окончил службу в чине действительного статского советника.
  • Работал в специальной государственной комиссии по развитию сети железных дорого в России.
  • Участвовал в составлении Железнодорожного Кодекса в 1880-х.
  • Работал управляющим типографий Яковлевых.

Добавить слова памяти или эпитафию

avatar
wpDiscuz
Создать страницу памяти
ritual.ru
Ветеранские Вести
Объединенная горная компания
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля