Чайковский Николай Ильич


Дата рождения09 мая 1838 г.
Место рожденияВоткинск, Вятская губерния, Российская империя
Дата смерти21 ноября 1911 г.
Место смертиг. Москва, Российская империя
Место погребения Лужнецкий пр-д, 2с1, Москва, Россия, 119048

Для большинства людей фамилия Чайковский связана прежде всего с великим русским композитором. Однако, Николай Ильич известен не только как старший брат выдающегося композитора. Н.И. Чайковский внес значительный вклад в развитие отечественных железных дорог.

Жизненный путь

Николай Чайковский родился в 1838 году на Урале, в посёлке Воткинского железоделательного завода Вятской губернии Сарапульского уезда, куда его отец, Илья Петрович, был назначен горным начальником Камско-Воткинского округа. Под началом Ильи Петровича Воткинский завод меняет специализацию и из чисто металлургического превращается в машиностроительный. В 1848 году здесь начато производство пароходов, а в 1868 году паровозов.
Николай, по воспоминаниям своего младшего брата Модеста, был самым блестящим по внешности ребенком, ловким и до страсти любившим физические упражнения. Все им любовались и гордились.
В 1860 году Николай Ильич по настоянию отца поступил в Горный институт в Петербурге. Однако, по его окончании по полученной специальности Николай проработал недолго и предпочёл найти применение своим техническим знаниям и уму в стремительно развивающейся железнодорожной отрасли.
В 60-е годы инженер-поручик Николай Чайковский работал в должности помощника начальника Ковенского паровозного депо Управления Санкт-Петербургской-Варшавской железной дороги.
За счет частного капитала железнодорожный транспорт России развивался бурно, но стихийно. К середине 70-х годов стали очевидными многие проблемы, связанные с отсутствием должного государственного регулирования развития и эксплуатации железных дорог.
В 1876 году под давлением общественной критики Император Александр Второй создает специальную комиссию для всестороннего обследования железнодорожного дела в России. В составе этой комиссии работает и Николай Ильич Чайковский. К концу 1880 года комиссия делает вывод о необходимости упорядочения деятельности частных железнодорожных обществ и возвращения к практике строительства и эсплуатации железных дорог за счет казны.
Комиссия также представила Императору предложение о введении «Общего Устава российских железных дорог», в составлении которого Н.И. Чайковский принимал непосредственное и активное участие. В 1885 году этот первый всероссийский устав был утвержден и открыл дорогу к формированию единого правового пространства на железнодорожной сети.
Николай Ильич также был автором нескольких научно-технических исследований в области железнодорожного транспорта.
В 1887 году Н.И.Чайковский в чине действительного статского советника вышел в отставку. С 1890-х годов Николай Ильич Чайковский проживал в Москве в районе Пречистенки. Его собственный небольшой деревянный дом выходил фасадом на Дурновской (Барыковский) переулок. В это время Николай Ильич работал управляющим типографий Яковлевых и одновременно заведовал Нероновским богадельным домом, а с 1904 года Обществом для поощрения трудолюбия. Николай Ильич скончался в Москве 21 ноября 1911 года.
На протяжении всей своей жизни Николай Ильич с интересом следил за творческими успехами своего младшего брата-композитора, получившего первоначально, кстати, юридическое образование. Николай Ильич со скепсисом отнесся к резкому повороту в карьере Петра в сторону музыкального творчества: мол, надежды на талант Глинки в нем нет и что, стало быть, он осужден на самое жалкое существование музыканта средней руки. Впрочем, по свидетельству Модеста Чайковского, Петр Ильич твердо заверил старшего брата: „С Глинкой мне, может быть, не сравняться, но увидишь, что ты будешь гордиться родством со мной».
Иногда Николай Ильич в переписке с братом-композитором давал ему шутливые «советы». Например, когда Петр Ильич работал над оперой «Кузнец Вакула» Николай писал брату: «Жаль, что я не успел тебя в свое время предупредить, что финал арии Вакулы вместо бемольно-контрапунктического диапазона следовало бы написать более выдержанным диссонансом реалистического строя.» В таком же юмористическом плане отвечал ему и Петр Ильич: «На днях, гуляя, я сделал открытие насчет механизма в локомотиве и спешу сообщить его тебе. По-моему, котел не так до сих пор устанавливался, и, по-моему, дымогарную трубу никоим образом нельзя смешивать с шатуном третьей верхней заклепочки в кривошипной горизонтальности его…»
Петр Ильич вспоминал с восторгом о времени, проведенном им в Уколово — имении своего старшего брата Николая в Курской губернии. Там в августе 1891 года композитор лично познакомился с одним из своих самых любимых поэтов — Афанасием Афанасьевичем Фетом, соседом Николая Ильича по Уколово. «Уколово и жизнь у Коли мне очень понравились, — писал впоследствии Пётр Ильич. — Провел у них четыре дня чрезвычайно приятно. Ездили в Коренную Пустынь, а один день провели у Фета. Я видел его первый раз в жизни и нашел очень интересным… Сад их привел меня в восторг». Летом 1893 года в Уколово Петр Ильич создает черновые эскизы концерта №3 для фортепиано с оркестром.
После преждевременной кончины Петра Ильича в ноябре 1893 года Николай Ильич стал верным помощником младшего брата Модеста в служении делу памяти великого брата- композитора. В частности, в возглавляемой Николаем Ильичем «Печатне С.П.Яковлева» впервые увидели свет музыкально-критические статьи брата (1898), а также краткий биографический очерк композитора, написанный И.А.Клименко (1909).

Захоронение до реставрации

О том, что могила известного железнодорожника прошлых лет находится в плачевном состоянии, стало известно благодаря народным артистам России Авангарду Леонтьеву и Евгению Миронову, которые занимаются поиском и реставрацией заброшенных могил русских актёров. Именно они первыми в 2011 году обратили внимание на запущенную могилу Н.И. Чайковского. Выяснив факты его биографии, артисты обратились к друзьям в ОАО «РЖД» с предложением поучаствовать в восстановлении мемориала российского железнодорожника и брата великого композитора.
Чудом уцелевший до наших дней на могиле Н.И.Чайковского склеп-часовня остался единственным сохранившимся подобным сооружением на Новодевичьем кладбище.

Реставрационные работы

В ноябре 2011 года исполнилось сто лет со дня кончины Н.И.Чайковского. Так случилось, что в это же время в ЗАО УК «РВМ Капитал» поступило предложение от знаменитых артистов, а также от коллег из ОАО «РЖД» профинансировать реставрационные работы и взять под патронаж захоронение Н.И. Чайковского. В 2012 году, в год 175-летия Российских железных дорог этот благотворительный проект был осуществлен.
Однако удалось это не сразу. На согласование документов и получение разрешений на проведение работ ушло более полугода.
Благодаря вмешательству министерства культуры России, московской мэрии и лично Сергея Семеновича Собянина, к которым были направлены письма с просьбой о поддержке, стало возможным осуществление демонтажных и реставрационных работ, а также заключение договора о патронаже над захоронением.

После реставрации

ЗАО УК «РВМ Капитал» выражает признательность Евгению Витальевичу Миронову и Авангарду Николаевичу Леонтьеву, а также руководству ОАО «РЖД», обратившим наше внимание на состояние мемориала видного деятеля российских железных дорог. Мы благодарны министерству культуры России, лично Александру Алексеевичу Авдееву за помощь в нашем благотворительном проекте. Большое спасибо мэрии Москвы и лично Сергею Семеновичу Собянину за доверие и поддержку нашего начинания. Мы искренне признательны Цакулову Владимиру Николаевичу и специалистам из ООО «Мегастрой», усилиями которых в короткий срок удалось осуществить работы по реставрации захоронения.
Нельзя допустить того, чтобы время стирало факты родной истории и уносило помять о выдающихся людях. Осуществив этот небольшой проект, мы стремились хотя бы частично устранить допущенную несправедливость и рассчитываем, что наш почин будет подхвачен, а традиции и имена известных российских железнодорожников не будут забываться.

Достижения

  • Н.И. Чайковский внес значительный вклад в развитие отечественных железных дорог.
  • Является автором нескольких научно-технических исследований в области железнодорожного транспорта.
  • Окончил службу в чине действительного статского советника.
  • Работал в специальной государственной комиссии по развитию сети железных дорого в России.
  • Участвовал в составлении Железнодорожного Кодекса в 1880-х.
  • Работал управляющим типографий Яковлевых.

Добавить слова памяти или эпитафию

avatar
wpDiscuz
Создать страницу памяти
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля